Несколько полезных советов по использованию литий-ионных аккумуляторов
В последние два года все большее распространение в колесной технике, такой как электросамокаты, гироскутеры и электровелосипеды, получают Литий-ионные или, проще говоря, литиевые аккумутяторные батареи (АКБ). Это оюъясняется их высокими эксплуатационными характеристиками и, что немаловажно, несопоставимо малым весом по сравнени с обычными акумуляторами.
Однако, не смотря на свою неприхотливость, они также требуют соблюдения несложных правил использования, соблюдая которые, можно продлить срок жизни батареи и увеличить время ее работы.
Полная разрядка хорошо или плохо? Отсутствие у Li-Ion аккумуляторов так называемого эффекта памяти позволяет заряжать их, не дожидаясь полного разряда АКБ. Более того, специалисты советуют ставить аккумулятор на подзарядку как можно чаще, что позволит увеличить количество рабочих циклов. Производители указывают количество циклов при максимальном разряде, и у батарей высокого класса это значение находится в районе пяти сотен. Обычно, за глубину разряда АКБ отвечает внешний контроллер или встроенная система управления аккумулятором (BMS). Наиболее благоприятной для элементов батареи величиной остаточного заряда будет значение в 10-20% – при глубине разряда в 80% BMS отключает источник потребления, что позволяет увеличить ресурс АКБ до тысячи циклов.
Глубина разряда | Количество циклов |
100% | 500 |
50% | 1500 |
25% | 2500 |
10% | 4700 |
Ежеквартальная разрядка. На литий-ионные аккумуляторные батареи плохо влияют как периодическая разрядка в нуль, так и максимум запаса емкости в течение длительного времени. Рекомендации специалистов сводятся к совету раз в три месяца полностью разряжать батарею, чтобы затем зарядить ее до максимума и выдержать подключенной к зарядному устройству 8-12 часов. Эти несложные манипуляции позволят избавиться от отметок верхнего и нижнего уровня заряда.
Храните АКБ не полностью заряженными. В отличии от обычных аккумуляторов уровень заряда в 30-50% от емкости лучший вариант для литиевых АКБ в период, когда батарея не используется. Наиболее благоприятная температура для консервации аккумуляторов равна 15 градусам тепла. В случае, когда полностью разряженная АКБ долго лежала без дела, восстановить ее работоспособность уже не получится. Заряженными под завязку аккумуляторы также хранить не следует их емкость со временем может значительно уменьшиться. Таблица ниже демонстрирует зависимость остаточной емкости от температуры при хранении в течение года.
t хранения | 40% заряда | 100% заряда |
0C | 98% | 94% |
25C | 96% | 80% |
40C | 85% | 65% |
60C | 75% | 60% |
Заряжайте только при помощи оригинального зарядного. Мало кто в курсе, что блок зарядного устройства в большинстве случаев представляет собой обыкновенный понижающий напряжение адаптер для выпрямления сетевого переменного тока. А за взаимодействие аккумулятора с электросетью отвечает встроенный контроллер. Но для некоторых батарей, лишенных встроенной BMS, использование левых зарядных устройств может иметь весьма негативные последствия.
Перегрев страшный сон АКБ. Литий-ионные аккумуляторы плохо переносят температуры выше максимальных для эксплуатации +50 градусов. Нередко батареи для велогибридов собирают в алюминиевом корпусе, чтобы повысить теплоотдачу и увеличить отражение солнечных лучей. Поэтому в процессе использования необходимо следить за тем, чтобы аккумулятор был защищен от воздействия прямого солнечного света и не находилась в непосредственной близости от источников теплового излучения (батарей отопления, тепловых конвекторов и других нагревательных приборов). Порог минимальной температуры для использования аккумуляторов 40C. Прежде чем батарею можно будет поставить на зарядку после использования на морозе, ее нужно выдержать при температуре выше нуля достаточно продолжительное время, чтобы не опасаться за работоспособность и потерю рабочих характеристик.